Разработка сайтов

Создание сайта складывается из нескольких видов работ, которые во всех нормальных компаниях обычно выполняют разные специалисты. И это правильно. Нам редко встречаются люди, способные одинаково качественно рисовать дизайн, программировать, быть архитектором функциональности и одновременно верстать шаблоны страниц. В любом деле нужна специализация.

Итак, работы:

  1. Выявление потребностей клиента, постановка задач для сайта, функциональное задание;
  2. Подготовка технического задания;
  3. Анализ ситуации с поисковыми запросами в разрезе тематики сайта;
  4. Разработка дизайн-макета страниц сайта;
  5. Программирование требуемой функциональности;
  6. Верстка сайта (объединение дизайна и программ в шаблонах страниц);
  7. Заполнение сайта пользовательской информацией;
  8. Регистрация сайта в интернет-каталогах и поисковых машинах.

Очень часто клиенты почему-то акцентируются на дизайне своего сайта, недостаточно внимания уделяя проработке его структуры, функциональности и удобству пользования. Хотя тенденции развития интернета и характера его использования таковы, что удобство сайта становится гораздо важнее его красоты.

Что касается "красоты", то мы на каком-то этапе пришли к необходимости сочетать работу штатных дизайнеров и внешних "мастеров кисти и мыши". Любой подобный специалист имеет свой стиль (а точнее - "накатаную дорожку"), который он даже при желании не может существенно поменять. Например, кому-то удаются сайты в стиле техно, но для бижутерии ничего достойного ему нарисовать не получается, не говоря уже про детскую тематику. При этом и самооценка дизайнеров очень различная, понятия рыночной цены в данном случае не существует.

Кстати, многие клиенты не всегда понимают, что результат работы дизайнера скорее относится к произведению искусства, и при его оценке сначала оперируют понятиями "нравится - не нравится", а уже потом - "дорого - не дорого". Хотя требований к технологичности дизайна при этом никто не отменял. Это особенно важно в сфере web-дизайна.

У каждого Заказчика обычно свое видение "внешности" сайта и свое предствление о сумме, которую он готов за нее заплатить. Наиболее оптимальный выход в этом случае - подбор дизайнера под конкретного клиента и под его бюджет. Мы вполне продуктивно сотрудничаем как с некоторыми фрилансерами-"звездами", так и с дизайн-студиями. В случаях, если наши штатные дизайнеры, по нашей предварительной оценке, могут не удовлетворить требованиям Заказчика.

Другой важный вид работ при создании сайта - программирование его функциональности. Общая современная тенденция в сайтостроении - это предпочтение в выборе тиражным системам управления сайтами (CMS - content management system). В отличие от индивидуально "под клиента" написанных программ, такие системы имеют многолетнюю историю использования, активно развиваются и поддерживаются разработчиками. Нельзя сказать, что они при этом стоят очень уж дешево, но в любом случае соотношение цены и функциональности - явно в пользу тиражных систем.

Отдельно нужно сказать про бесплатные программные решения для сайтов. В некоторых случаях их использование вполне оправдано и помогает заметно сэкономить деньги Заказчика (например, форумы). Но тут есть немало нюансов, о которых клиенты обычно забывают в погоне за экономией. Наши специалисты способны проконсультировать и посоветовать, что нужно выбирать в конкретной ситуации конкретного Заказчика. Общих рецептов тут нет.

Наш подход к созданию сайта следующий:

Этап 1. Постановка задачи

В процессе общения с заказчиком и заполнения первичной анкеты мы совместно с ним начинаем понимать круг задач и специфических требований, которые предъявляются к будущему сайту.

Как правило, заказчик не может сразу четко и однозначно озвучить свои потребности, либо это делается в таком формате, с которым работать еще невозможно. Задача постановочного этапа - добиться более-менее целостного и одинакового понимания того, что нужно сделать, и каким будет сайт.

Для определения требуемой функциональности мы используем набор базовых функций, обычно востребованных в той или иной степени клиентами. Из него заказчик выбирает наиболее подходящие для его круга задач, по необходимости расширяя их и другими функциями. Такой подход позволяет более точно и качественнее описывать сайт, чем используемые многими web-студиями термины вроде "простой динамический сайт", "корпоративная визитка" или "интернет-магазин", слишком многозначные, чтобы быть достаточными.

В ходе постановочного этапа возникают следующие документы:

  • первичная анкета (заполняется в основном заказчиком);
  • функциональное задание (пишется нами).

Обычно этот этап не оплачивается клиентом. Если сайт требуется несложный, то функциональное задание (ФЗ) не пишется - для подготовки технического задания уже достаточно и хорошо заполненной анкеты. А если предполагается большой проект, то работы над функциональным заданием обычно включаются в стоимость разработки технического задания.

Этап 2. Подготовка технического задания

В упрощенном виде техническое задание (ТЗ) готовится даже для создания небольших сайтов, т.к. это основной документ (как приложение к договору), регламентирующий объем и перечень работ.

В любом случае, это - оплачиваемая работа. Подготовить ТЗ в зависимости от его сложности стоит от 2 до 35 тысяч рублей. Поначалу некоторые заказчики удивляются, за что платить такие деньги. Но посмотрев примеры других ТЗ и увидев, сколько и как там описано, клиент обычно снимает этот вопрос с повестки дня. Это действительно кропотливая и не тривиальная работа (даже несмотря на наличие некоторых шаблонов) - детально описать будущий сайт заказчика.

Здесь вполне уместно привести известную фразу о том, что хорошо понятая задача - это уже половина ее решения.

Ниже в качестве примера приведено оглавление достаточно объемного технического задания, подготовленного нами в рамках одного из проектов:

  1. Общие принципы работы над проектом
  1. Последовательность работ
  2. Ценообразование и оплата
  3. Технологическая основа
  1. Концепция содержания web-сайта...
  1. Топологическая структура сайта
  2. Схема сайта
  3. Содержание основных разделов сайта:
  1. Калькуляция стоимости работ по проекту
  1. Общая стоимость работ. Сроки. Комментарии
  1. Комплекс мероприятий по продвижению сайта
  1. Правовая информация

После согласования и подписания ТЗ с Заказчиком начинаются, собственно, работы по созданию сайта. Хотя некоторые из них идут параллельно, ниже они для удобства представлены в линейном порядке.

Этап 3. Анализ ситуации с поисковыми запросами в разрезе тематики сайта

Чтобы сайт был релевантен (т.е. соответствовал) тематическим запросам потенциальных посетителей с точки зрения поисковых систем, и попадал на первые страницы результатов поиска по этим запросам, необходимо уже "на берегу" кое с чем определиться.

1. Собственно, со списком тех самых "правильных" запросов, по которым, как думает заказчик, его будут искать потенциальные клиенты.

2. Со списком ключевых слов, которые бы наилучшим образом описывали содержание сайта и соответствовали целям заказчика. Они, будучи корректно "встроены" в сайт, тоже используются поисковыми системами для анализа и выдачи страниц сайта по запросам пользователей.

Получив от заказчика предварительную версию ключевых слов и выражений, наш специалист начинает анализировать имеющуюся статистику популярности различных схожих запросов. После этого формируется оптимизированный набор слов и словосочетаний, а также ряд рекомендаций для авторов-копирайтеров, которые будут писать тексты для сайта.

У нас, кстати, есть отдельная услуга - технологический и SEO-аудит сайта клиента. Практика показывает, что многие сайты сделаны совершенно неудовлетворительно с этой точки зрения. И это вполне можно исправлять, без существенной переработки структуры и программной основы.

Этап 4. Разработка дизайн-макета страниц сайта

Самый, как правило, длительный этап работ, поскольку требует "согласовательных" процедур совместно с Заказчиком. А это не всегда удается сделать оперативно. Обычный сценарий - вариант дизайна нарисован, отправлен для ознакомления клиенту. Проходит не меньше недели, прежде чем удается получить обратную связь. Делаются доработки, и снова по кругу... Хотя, конечно, бывают и приятные исключения.

После подписания согласованного варианта дизайна можно вздохнуть с облегчением. Дальше обычно все идет ритмично и по графику, т.к. зависит в основном только от нас.

Наши общие соображения о значимости дизайна для сайта уже были описаны выше. Здесь позволим себе кратко изложить свое кредо:

Web-сайт должен быть прежде всего инструментом бизнеса, и только во вторую очередь - произведением искусства. За очень редкими исключениями.

Этап 5. Программирование требуемой функциональности

Даже используя готовые программные решения для сайта, приходится немало времени и квалифицированных сил потратить на адаптацию под специфику и задачи клиента.

В частности, используя бесплатные CMS, придется оплатить труд конкретного программиста, который разбирается в этой системе и способен ее адекватно настроить. А это, кстати (или некстати), могут получится весьма ощутимые деньги, превосходящие стоимость лицензии какого-нибудь платного решения с тем же функционалом.

Мы обычно используем систему создания и управления сайтами "1С-Битрикс". Она активно развивается командой разработчиков, хорошо документирована и качественно поддерживается. Они имеет очень широкий спектр возможностей (постоянно расширяющийся) при конкурентной стоимости. При этом "1С-Битрикс" имеет модульную структуру, и клиент может выбрать наиболее подходящий ему на данном этапе функционал системы, не переплачивая за остальные функции. Но имея возможность впоследствии их легко расширить, оплатив разницу в цене комплектов "1С-Битрикс".

Этап 6. Верстка шаблонов страниц сайта

Имея, с одной стороны, макет дизайна, и, с другой стороны, программное обеспечение, необходимо их объединить в шаблоны страниц самого сайта. Благодаря этим шаблонам (их количество зависит от сложности структуры сайта и изысков дизайна) посетители получают у себя на экранах страницы сайта, "правильно" сгенерированные программным обеспечением.

Тут нельзя не сказать о наличии стандартов верстки, которые должны выполняться при работе над сайтом, и которым должны соответствовать результаты этой работы (шаблоны или простые статические страницы сайта). Однако знание стандартов и навыки их использования предполагают приличный профессиональный уровень специалиста, которым обладают далеко не все те, кто "творит" сайты в безбрежных просторах Интернета. И "наметанному глазу" это очень хорошо видно.

Некорректная верстка сказывается не только на красоте, правильности отображения в разных web-браузерах и под разными разрешениями экранов пользователей. Она влияет на "видимость" сайта поисковыми системами в Интернете. А также и на отношение к компании - владельцу сайта - ее клиентов, партнеров и конкурентов. Поэтому не рекомендуем относится к этом этапу в изготовлении сайта "спустя рукава" и поручать его неопытным подрядчикам.

Этап 7. Заполнение сайта пользовательской информацией

Казалось бы, простой, но, тем не менее, очень важный этап работы над сайтом. Пока нет разумного объема контента, размещенного на сайте, бессмысленно заниматься его рекламой и продвижением.

На этом этапе часто возникает несколько проблем:

  1. Информация для сайта не подготовлена. Т.е. сайт уже готов, а выкладывать на него нечего. Это, как правило, касается различных текстов. Да и содержание каталога (описания товаров, их фотографии и пр.) тоже зачастую оказывается неподготовленным Заказчиком вовремя.
  2. Заказчик думает, что заполнение сайта - несложная работа, которую мы должны делать сами - бесплатно, легко и непринужденно. В случае простых сайтов мы иногда идем в этом навстречу клиентам, но сделать первичное заполнение, например, каталога продукции из 1000 позиций, при этом еще предварительно поработав со всеми фотографиями продуктов - это серьезный труд, требующий оплаты. Но главное - эту работу очень полезно сделать ответственному сотруднику Заказчика. Он получит опыт использования сайта, который ему в любом случае понадобится при дальнейшей работе с ним.

При сдаче сайта в эксплуатацию Заказчик получает и "мануалы" - инструкции по использованию административной части сайта, в которой, собственно, и происходит все управление его содержанием. Ничего сложного в этом процессе нет, система имеет вполне человеколюбивый интерфейс и подробные инструкции. Наши специалисты, разумеется, оказывают консультационную поддержку Заказчика, на начальном этапе - бесплатную.

Этап 8. Регистрация сайта в интернет-каталогах и поисковых машинах

Завершающий этап процесса создания сайта. Нужно "прописать" его в Интернете, чтобы все заинтересованные личности могли найти его при возникшем желании. Для этого используются различные платные интернет-сервисы, которые недорого и оперативно могут разместить информацию о сайте в тысячах интернет-каталогов, а также производится регистрация в основных поисковых системах.

Это еще не реклама и не продвижение сайта в полном смысле этих слов, но уже первичные шаги для его популяризации, без которых все остальное будет бессмысленно и неэффективно. Дальнейшая работа над сайтом и по привлечению на него "правильных" посетителей - это уже другая история...

Счетчики